Восхождение на Пик Ленина. Часть 2. | TravelExtreme.ru

Альпинизм на Памире: восхождение на Пик Ленина

На следующий день выходим в первый лагерь. И снова ошибка. Положившись на эльбрусский опыт этого года, решаю весь груз нести на себе, вместо того, чтобы воспользоваться услугами лошадников.

Пересекаем легендарную Луковую поляну. Подъем на перевал Путешественников (4200) дается тяжело, но нормально. За ним открывается вид на величественный ледник Ленина.

Подъем в первый лагерь - узкая тропа в большие горы

Тропа порой идет по сыпухе, превращаясь в тонкую нитку, разойтись на которой с груженой лошадью, перевозящей рюкзаки, бывает крайне проблематично. С верху, при этом, временами летят камушки, достигающие размеров шариков для настольного тенниса. К счастью, таких участков не много и мы благополучно достигаем переправы, где лошадники, сбросив поклажу, сшибают дополнительный заработок, перевозя альпинистов через бурную речку. Дальше идет длинный холмистый участок,  на котором я прозреваю, и понимаю, что один памирский переход равен примерно двум эльбрусским.

Краски памирских гор

Начинается череда лагерей разных турфирм. Засада состоит в том, что наш – самый дальний. Доплетаюсь из последних сил, самым последним в нашей группе. Благодарю Глеба. Он, отдохнув в лагере, вышел навстречу и донес мой рюкзак на финальном подъеме, на который я и без рюкзака-то взошел еле-еле. Лагерь 1 находится на высоте 4200 и по устройству быта мало чем отличается от базового, а кормят здесь даже лучше.

Покорение Пика Ленина

А на следующий день нас ждал еще более трудный отрезок пути. Треккинговые ботинки мы сменили на высотный пластик, надели кошки, обвязку, связались веревкой. За счет этого рюкзаки стали полегче, но высота уже такая, что и оставшегося веса хватает, чтобы ощущать себя груженым под завязку. Ранний выход, чтобы пройти, пока не отпустило снежные мосты над ледовыми трещинами. А они здесь действительно впечатляют.

Подъем по леднику Ленина

Мы поднимаемся по леднику Ленина в связках по 4 человека. Аккуратно обходим и перепрыгиваем трещины, до дна которых даже не доходит свет. В нашей связке идет девушка, для которой это, кажется, первый опыт хождения в кошках и в связке. Посему движемся крайне медленно.

Трещины ледника Ленина

Крутой ледовый участок преодолеваем ближе к полудню, когда солнце уже стоит в зените. На небе ни облачка и не намазанный солнцезащитным кремом открытый участок кожи за время перехода превращается в настоящий ожог. Такая погода нам совсем некстати, нас ждет переход через Сковороду. Знаменита она тем, что это большое поле, с загнутыми вверх краями работает как линза, собирая солнечные лучи и направляя их на пересекающих его альпинистов, потихоньку поджаривая их. А окружающие горы надежно предохранят от малейшего ветерка. Кроме того, сюда изредка сходят лавины с нависшей вертикали Пика Ленина. Мы пересекаем свежий след одной из них. До кучи, под нами засыпанные снегом трещины. Говорят, что как раз в эти дни в одной из них погиб иранец, не очень мудро поставивший свою палатку посреди Сковороды да еще и отошедший от нее в одиночку по нужде, без всякой страховки.

Горы Памира

Горняшка вперемешку с усталостью накрывает уже давно, плюс в середине Сковороды я ощущаю, что близок к тепловому удару. Делаем остановку. Прикладываю снег к голове и держу, пока не растает. Это доставляет большое удовольствие. Делаю это несколько раз, и мы продолжаем движение. Вода заканчивается и нас, в придачу ко всему, начинает мучить жажда. На весь переход уходит более 10 часов. Подходя к лагерю, мы еле переставляем ноги и подъем на небольшой холм, на котором стоит лагерь, удается одолеть только с помощью гигантского морального усилия.

Мы в лагере 2, на высоте 5300. С 3500 сюда мы поднялись всего за 2 дня, и теперь горная болезнь набрасывается на наши измученные организмы по-полной. Становится сложно даже просто отойти в сторону, чтобы сходить в туалет. Я лежу в палатке, поочередно принимая различные «колеса» и с сомнением думаю о наших планах на завтра. Тем временем, Максут с группой гидов уходит вверх, помогать спасать чеха, который упал с Ножа, во время штурмового выхода, и поломался. Они вернутся поздним вечером и дотащат чеха.

Лагерь 2 производит самое неприятное впечатление. Он представляет собой небольшой грязный пятачок, на котором тесно ютится множество палаток. Люди вынуждены ходить практически по головам друг друга. Пространство, пригодное для установки палатки, ограничено довольно крутым взлетом вверху и ледовым полем с трещинами внизу. Раньше лагерь располагался ниже, ближе к Сковороде, где места больше, пока, как-то раз, его не снесло ночью лавиной, вместе со всеми обитателями.

Памир

Продолжение:

Восхождение на Пик Ленина. Часть з.